УДК 504.75

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ HOMO SAPIENS В КОНТЕКСТЕ
ТЕОРИИ БИОТИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


Домашов И.А.

Учреждение «Салымбеков Университет», г. Бишкек

idomashov@gmail.com

Аннотация: Экология человека определяется не только спецификой взаимодействия человека
с окружающей средой, но и экологическими потребностями, обеспечение которых формирует
гармоничную человеческую личность. С другой стороны, отсутствие возможности реализовывать
свои экологические права предопределяет многие нарастающие негативные проблемы в современном
обществе: общее чувство тревожности, апатию, суицидальные наклонности, снижение
репродуктивного статуса, агрессивность и т.п. В этой связи выделение и разработка механизмов
удовлетворения экологических потребностей общества является первостепенной задачей. К базовым
экологическим потребностям человека относят потребность в индивидуальной территории, право
на взаимодействие с другими людьми (право на социальную значимость), право на внутреннюю
гармонию. Некоторые из экологических прав обеспечивались системой исторического уклада кочевого
общества в рамках природно-социальных структурных единиц.

Ключевые слова: Экология человека, экологические права, биотическая регуляция
окружающей среды, матричные экосистемы, природно-социальные структурные единицы.


SOME ASPECTS OF HOMO SAPIENS ECOLOGY IN THE CONTEXT OF

THE THEORY OF BIOTIC REGULATION OF THE ENVIRONMENT
Domashov I.A.

Institution "Salymbekov University", Bishkek, Kyrgyzstan

idomashov@gmail.com

Annotation: Human ecology is determined not only by the specifics interaction between human and
environment, but also by environmental needs, the provision of which forms a harmonious human personality.
On the other hand, the inability to exercise one's environmental rights predetermines many of the growing
negative problems in modern society: a general sense of anxiety, apathy, suicidal tendencies, a decrease in
reproductive status, aggressiveness, etc. In this regard, the selection and development of mechanisms to meet
the environmental needs of society is a primary task. The basic environmental needs of a person include the
need for an individual territory, the right to interact with other people (the right to social significance), the
right to inner harmony. Some of the environmental rights were provided by the system of the historical way of
the nomadic society within the natural and social structural units.

Keywords: Human ecology, ecological human rights, biotic regulation of the environment, matrix
ecosystems, natural and social structural units of society.


БИОТИКАЛЫК АЙЛАНА-ЧӨЙРӨНҮ ЖӨНГӨ САЛУУ ТЕОРИЯСНЫН

КОНТЕКСТИНДЕ ИЛИМ ЭКОЛОГИЯСЫНЫН АЙРЫМ АСПЕКТЛЕРИ

Домашов И. А.
"Салымбеков университети" мекемеси, Бишкек шаары, Кыргызстан


idomashov@gmail.com


Аннотация: Адамдын экологиясы адамдын айлана-чөйрө менен өз ара аракеттенүүсүнүн

өзгөчөлүгү менен гана эмес, экологиялык муктаждыктар менен да аныкталат, аларды камсыз кылуу
адамдын гармониялуу инсандыгын түзөт. Экинчи жагынан, өзүнүн экологиялык укуктарын ишке
ашыруу мүмкүнчүлүгүнүн жоктугу азыркы коомдо өсүп келе жаткан көптөгөн терс көйгөйлөрдү
аныктайт: жалпы тынчсыздануу сезими, апатия, суициддик тенденциялар, репродуктивдик
статустун төмөндөшү, агрессивдүүлүк ж. б. Буга байланыштуу коомдун экологиялык
муктаждыктарын канааттандыруу механизмдерин бөлүп көрсөтүү жана иштеп чыгуу биринчи
кезектеги милдет болуп саналат. Адамдын негизги экологиялык муктаждыктарына жеке аймакка
болгон муктаждык, башка адамдар менен өз ара аракеттенүү укугу (социалдык мааниге ээ болуу
укугу), ички гармонияга болгон укук кирет. Экологиялык укуктардын кээ бирлери табигый жана
социалдык структуралык бирдиктердин алкагында көчмөн коомдун тарыхый түзүлүш системасы
менен камсыз кылынган.

Негизги сөздөр: Адам экологиясы, экологиялык укуктар, айлана-чөйрөнү биотикалык жөнгө
салуу, матрицалык экосистемалар, табигый-социалдык структуралык бирдиктер.


Введение
Информационное пространство современного человека перенасыщено призывами,

требованиями, просьбами, заявлениями о важности сохранения благоприятной окружающей
среды, гармонизации отношения человека и природы но, при этом, исключительное
большинство людей воспринимает это все как информационный шум, достойный только
мимолетного взгляда, а нередко вообще недостойный внимания современного человека.

Так почему, с одной стороны, мы стремимся к природе и она нас вдохновляет, с другой
– мы постоянно не берем ее в расчет и игнорируем ее базовые потребности?

С чем же связано наше стремление к природе и что мы должны учитывать при тесном
взаимодействии с ней?

Дело в том, что у человека, как и у всех живых существ, есть экологические права или
экологические потребности [1].

Экологические права (потребности) всех живых существ и, в том числе, человека
понимаются мной как права (потребности), которые предопределены природой, а точнее
местом, которое занимает тот или иной организм в природе. Каждый живой организм имеет
генетическую программу, в которой запрограммировано стремление к размножению и
расселению, включен код старения, есть полезная информация об адаптации к меняющимся
условиям окружающей среды. В такой генетической программе, помимо витальных

характеристик живого организма, записана информация о роли и месте данного организма как
в самой экосистеме, так и в обеспечении биотической регуляции окружающей среды в целом.
Под такой информацией понимается не сколько пищевое взаимоотношение организма с
другими видами, сколько место особи в биотической регуляции окружающей среды –
создании благоприятных условий для обитания всех живых существ на планете [2].

В процессе одомашнивания видов, селекционный отбор приводит, в первую очередь, к
потере именно этой информации. Профессор Э.Дж. Шукуров наглядно показывает это на
примере соотношений генотипов волка и собаки. Современные породы собак произошли от
волка, то есть в волке в том или ином виде есть гены всех пород собак. Но, при этом, соединив
генотипы всех пород собак вместе, мы не получим генотип волка [3].

Именно в утраченной части генетической информации «прописаны» экологические
права сельскохозяйственных животных и растений.

Человек, как и любой другой организм, имеет систему собственных экологических прав.
В теле человека происходит огромное количество химических преобразований, которые
обеспечивают нас энергией, мощностью около 100 Ватт. Формирование такой мощности в
первую очередь обеспечивается процессом питания. Пищу для человека производят
экосистемы биосферы. При этом, продуктивность биосферы составляет в среднем всего
полватта на квадратный метр, 0.5 Ватт/м2 [4,5,6] то есть, в 200 раз меньше, чем это необходимо
человеку, а в перерасчете на биопродукцию, которую использует человек в пищу, эта разность
между производительностью биосферы и потребностями человека может составлять
несколько тысяч раз. То есть, биота не может обеспечить потребности неподвижного человека.

Из этого следует одно из основных экологических прав человека – находиться в
движении и иметь индивидуальную территорию размером в 4 км2 [5,6].

Право на индивидуальную территорию в дикой природе неукоснительно соблюдается
животными и охраняется от посягательств других особей, так как оно предназначено для
охоты, выведения потомства, отдыха. Размер индивидуальной территории коррелирует также
с размерами тела организмов (рис.1).



Рис 1. Корреляции размеров индивидуальной территории от массы тела у живых

организмов.
Зеленые точки — травоядные млекопитающие, черные точки — хищные и всеядные

млекопитающие. Данные Kelt & Van Vuren (2001). Красные квадраты — естественная
территория человека (верхний) и средняя личная территория современного человека
(нижний) [6].

В настоящее время, из-за роста человеческой популяции основная часть человечества
оказалась перед проблемой полного лишения данного экологического права – права на
индивидуальную территорию [6,7].

Ограничение человека в личной индивидуальной территории в современном обществе
используется как мера наказания за преступление. Если рассматривать такое явление в
человеческом обществе через призму экологических прав, то это резкое сокращение личного
пространства человека и его возможности передвигаться.

С другой стороны, примером проявления наших экологических потребностей является
потребность в путешествиях. Большинство людей любят путешествовать и по возможности
пользуются такими возможностями. То есть, в процессе путешествия экологическое право
человека на индивидуальное пространство выполняется. Этим и объясняется позитивное
отношение к путешествиям и стремительное развитие туристической отрасли. Говоря о
кочевом образе жизни, само его развитие и распространение у многих народов на всех
населенных человеком континентах, в разных климатических зонах можно рассматривать
как потребность в постоянном движении и в желании человека контролировать большую
индивидуальную территорию. При этом кочевой образ жизни глубоко скоррелированн с
особенностями окружающей среды, в первую очередь он связан с сезонными изменениями
природы. Само кочевое общество, как отмечает профессор Э.Дж. Шукуров, можно
рассматривать как систему, состоящую из природно-социальных структурных единиц.
Группы людей, формировавшие такие социальные единицы, не отделяли себя от природы, они
воспринимали и социальные и природные аспекты своего бытия как единое целое. В обществе
с природно-социальным устройством было четкое распределение ролей, где каждый уровень
природно-социальной организации был тесно связан с территорией: каждая семья, клан,
сообщество имели закреплены за ними соответствующие территории. На них проводился
выпас скота, сенокос, охота и другие типы природопользования. Чем больше была социальная
группа, тем большим участком земли они оперировали [8]. Именно в таких условиях
формировались, развивались такие формы природопользования, как отгонное скотоводство,
обеспечивавшее устойчивое и неистощимое использование пастбищ, традиционные формы
охоты и.т.д.

Единое восприятие социального уклада и окружающей природы определяло образ жизни
кочевого народа. Природно-социальных структурных единиц организации общества,
характерных для территории Кыргызстана, в настоящий момент не существует, так как они
активно вытеснялись моделями управления, навязанными административно-партийной
системой СССР и далее после распада Союза – рыночными [8].

Современное общество проводит четкую границу между социальными и природными
аспектами жизни человека, разделяя и отделяя их, что в свою очередь снижает
чувствительность общества к нуждам окружающей среды. Возвращаясь к удовлетворению
экологических прав в современном обществе - 4 км2 это непосильная роскошь для человека.
Большинство людей не имеет даже на порядок меньшей индивидуальной территории.
Тотальное ущемление экологических прав не может не отражаться на современном обществе.
За нарушением этого экологического права следует расстройство детородных функций и
повышенная агрессивность людей друг к другу.

Жестокость и массовые убийства себе подобных – еще одно проявление нарушения
экологического права. Изучив устройство тела человека и его психологию, а так же наиболее
близких по эволюционной лестнице собратьев – человекообразных обезьян – можно с
уверенностью сказать, что излишняя агрессивность не заложена генетическую программу
Homo sapiens. Наоборот, групповая сплоченность являлась главным оружием небольших
групп первобытных людей. Альтруизм, вообще рассматривается как один из основных
факторов, обеспечивших эволюцию от обезьяны до человека. Но именно нарушение
экологического права на свободное перемещение и сокращение личного пространства
повлияло на то, что человек альтруистичный превратился в человека агрессивного.

Помимо права на перемещение и личную территорию В.Г.Горшков и А.М.Макарьева
выделяют еще два экологических права, а именно:

 право на социальную значимость
 право на внутреннюю гармонию

Два этих права отражаются в таких человеческих особенностях, как размер
индивидуальной территории и сила человеческого голоса. Наш голос обладает большей
мощностью, чем необходимо для использования или охраны индивидуальной территории.
Самый громкий крик может распространяться за пределы 4х км2 индивидуальной территории
и покрывать до 100 км2. В чем же кроится такое «расточительство» с точки зрения природного
рационализма? Дело тут в том, что, несмотря на потребность в большом личном пространстве,
человеку необходимо групповое общение – ему необходимо взаимодействие с
противоположным полом для продолжения рода, совместная защита территории и поиск
пищи. Размер такой группы не бесконечен и может быть рассчитан. Многократное увеличение
размера оптимальной группы провоцирует нарушение экологических прав человека. Размер
такой оптимальной группы по расчетам составляет около 100 человек. Несложно проследить,
что эта цифра многократно завышена в большинстве городов. Именно с нарушением этих прав
связано стремление многих городских жителей вырваться из суеты города и погрузиться в
размеренность деревни или загородной дачи.

Влияние плотности организмов на их благополучие наблюдается у всех живых существ.
Эта закономерность в научной литературе описана как принцип Олли. Этот принцип говорит
о том, что для каждого живого существа есть некая оптимальная степень агрегации и общая

плотность популяции, при которой наблюдается оптимальный рост и выживание всех
индивидуумов группы. При этом всегда есть грань, выше которой плотность начинает

угнетать и, в конечном итоге, полностью приостановить размножение особей данное группы.
Таким образом, именно экологические права или потребности заставляют нас

чувствовать связь с природой, где-то на подсознании, на границе нашего восприятия, и,
сталкиваясь с их нарушениями, чувствовать себя угнетенными и несчастными.
Обозначенная выше ситуация с экологическими правами накладывается на непонимание и
неприятие сути вещей, связанных с разрушением природных основ нашего существования, а
именно механизмов естественного биотического контроля окружающей среды.

Так, естественный биотический контроль окружающей среды представляет собой
высокоспециализированный информационно-емкий процесс. Возможность реализации этого
процесса обеспечивается тем, что все естественные виды организмов, образующие биоту,
организованы в сложные экологические сообщества, способные замыкать биохимические
круговороты веществ и компенсировать все естественные внешние возмущения окружающей
среды. Например, при постоянной концентрации углекислого газа в атмосфере его
поглощение биотой в точности совпадает с испусканием. При возрастании концентрации
углекислого газа в атмосфере естественная биота увеличивает его поглощение из окружающей
среды, а при уменьшении концентрации возрастает его биотическое испускание [1].
Обеспечение работы такого механизма не под силу какому- либо одному живому организму,
включая человека. На это требуются усилия миллионов живых организмов слажено
работающих как единая система. Каждый организм такой системы – важный ее элемент,
уничтожение которого может спровоцировать сбои или полный отказ работы всей системы.
Человек пытаясь трансформировать окружающую среду под свои нужды наносит удар по этой
системе, постепенно ее угнетая и разрушая. Влияние нарушенных человеком экосистем на
окружающую среду является дестабилизирующим. Нарушенные экосистемы (поля, пастбища,
эксплуатируемые леса), сохраняющие высокую продуктивность, не просто не способны
регулировать окружающую среду, но разрушают ее с высокой скоростью. Уже в настоящее
время биота культивируемых человеком территорий на суше (поля, пастбища) выбрасывает
в атмосферу почти столько же углекислого газа,

сколько его поступает от сжигания ископаемого топлива [1]. Разрушение экосистем может
также приводить к внезапным вспышкам заболеваний человека и животных, увеличению
численности вредителей растений, наносящих большой экономический ущерб.

Заключение:
Сегодня разрушенные экосистемы, человеческие поселения, дороги и

сельскохозяйственные территории заняли более половины территории всех континентов.
Нависла реальная угроза нашего выживания. Способность живой природы обеспечивать
существование людей уже нельзя рассматривать как нечто само собой разумеющееся. Во
многих случаях мы, образно говоря, «живем за счет будущего детей, внуков и правнуков».

По расчетам экологов для сбалансированного существования человека и природы
необходимо соблюдение следующей пропорции: как минимум 60 % суши должны занимать
естественные экосистемы, не более 30% территории суши должно быть выделено под
сельскохозяйственные территории, которые обеспечивают города и села, составляющие 10%
от всей территории суши. Это то надлежащее состояние, которое может обеспечить достойное
существование человека в условиях эффективной работы биотической регуляции
окружающей среды.

Надлежащее состояние не всегда может рассматриваться как полное отсутствие
человеческой деятельности в экосистеме. Для некоторых экосистем, находящихся на границах
выживания (тундра и др.) даже незначительное природопользование человека может привести
к нарушению данного принципа. Для других экосистем, которые уже подверглись изменениям
под воздействием человеческой деятельности, наоборот необходимо участие человека для
восстановления своего надлежащего состояния. Примером таких сильно трансформированных
экосистем являются горные степи и луга, используемые в качестве пастбищ в Кыргызстане.

В результате эксплуатации природных пастбищных сообществ были вытеснены
естественные регуляторы и потребители биомассы экосистем (копытные и др.). Эта проблема
минимизировалась за счет отгонного скотоводства. При изменении системы скотоводства (в
период распада СССР) степные и луговые экосистемы не смогли восстановиться до прежнего
состояния, начали зарастать и формировать биомассу для перехода на следующую стадию
сукцессии.

Таким образом, для создания условий нормального функционирования экосистем,
необходимо определить надлежащее состояние экосистем, что возможно через выявление
существующих или моделирование структуры природных территорий в их нормальном,
функциональном (с точки зрения теории биотической регуляции окружающей среды)
состоянии. Дальнейшие шаги должны быть направлены на достижение надлежащего
состояния природных экосистем через такие механизмы, как заповедание «матричных»
участков дикой природы, а также регламентированное использование природных ресурсов.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Горшков В.Г., Макарьева А.М. О биотической регуляции и перспективах сохранения
жизни (2002). // Cайт о биотической регуляции (http://www.bioticregulation.ru/life/life2_r-
3.php (29.10.2018))

2. Makarieva A.M. Natural Ecosystems and Earth’s Habitability: Attempting a Cross-Disciplinary
Synthesis. In: Wilderer P.A., Grambow M., Molls M., Oexle K. (eds) Strategies for Sustainability
of the Earth System. 2022 pp. 143-170.

3. Шукуров, Э.Дж. 2008. Сочинения: Бишкек. – 406 с.
4. Макарьева А.М., Нефёдов А.В. Энергопотребление и эволюционный прогресс. Энергия:

Экономика, Техника, Экология, 3(2021), – С. 10-16.
5. Макарьева А.М., Горшков В.Г., Вильдерер П.А. О научном анализе эволюции, прогресса

и будущего человечества. Энергия: Экономика, Техника, Экология, 9 (2014), 65-70;
10(2014). – С. 70-75.



6. Знакомьтесь, Homo sapiens — человек бесправный (о гуманитарной
катастрофе вселенского масштаба) // Cайт о биотической регуляции
окружающей среды (https://www.bioticregulation.ru/life/life11_r.php
(12.12.2022))

7. Макарьева А.М., Горшков В.Г. Важное о самом главном: малоизвестные
аспекты демографической проблемы. // Cайт о биотической регуляции
окружающей среды (https://www.bioticregulation.ru/offprint/demogr.pdf
(12.12.2022)). 2010 С 47.

8. Domashov I. Western Tien-Shan World Heritage Site (Kyrgyz Part): From
Traditional to Modern Management Challenges // Ishizawa, M., Inaba, Nobuko,
Yoshida, Masahito, Eds. Proceedings of the Capacity Building Workshop on
Nature-Culture Linkages in Heritage Conservation, Asia and the Pacific 2017.
Sacred Landscapes. Journal of World Heritage Studies, University of Tsukuba,
Japan: University of Tsukuba. 2018, – р. 83- 88

9. Горшков В.Г., Макарьева А.М., Лосев К.С. В повестке дня — стратегия
выживания человечества. Вестник Российской Академии Наук, 76, 2006.
– С. 309-314.